На заметку педагогам
Синдром эмоционального выгорания –
результат стресса.
Как
распознать стресс?
Признаки стресса:
1. Физические:
•общее
напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
•дрожь
или нервный тик;
•спазмы и
связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное
глотание, головные боли, заикание;
•повышенное кровяное давление, усиленное
сердцебиение.
2. Эмоциональные:
•Беспокойство
или повышенная возбудимость;
•Раздражительность,
гнев, агрессивность;
•Невозможность
сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
3. Поведенческие:
•Беспокойство
или повышенная возбудимость;
•Раздражительность,
гнев, агрессивность;
•Невозможность
сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
4. Признаки стресса у детей.
•Беспокойство
или повышенная возбудимость;
•Раздражительность,
гнев, агрессивность;
•Невозможность
сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство
беспомощности.
Приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много
пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь
переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь
вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте
внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно
"переберите" все предметы один за другим в определенной
последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный
стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует
помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не
ошибки, а то как вы к этому относитесь.
•
Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не
очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к
случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего
себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот
волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в
стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником
энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите
порядок дома или на рабочем месте;
•устройте
прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от
переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать,
очень вредно!
Учитесь показывать эмоции,
"выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения
здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет
налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте
эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните,
рвите бумагу;
•кидайте
предметы в мишень на стене;
•попытайтесь
нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите
с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..",
"Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас
когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского
слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как
переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой
ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда
происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия
или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Определение уровня рефлексии
(по О.С.Анисимову)
Инструкция: "Прочитайте внимательно каждый из
приведенных ниже вопросов и зачеркните соответствующую цифру справа в
зависимости от того, какой ответ Вы выбираете (вариант буквенного ответа в
вопросах 5, 6 обведите в кружок)".
5 – никогда
4 – редко
3 – по мере необходимости
2 – часто
1 – всегда
Вопросы:
1. Как часто Вы возвращаетесь к
анализу хода решения педагогической проблемы, если Вы ее уже решили?
2. Как часто Вы предпочитаете переходить от решения к анализу хода решения
педагогической проблемы, если она очень сложна?
3. Как часто Вы ищете причину затруднения в способе мыслительной деятельности,
анализируя ход решения педагогической проблемы?
4. Как часто Вы ищете причину затруднения в самом себе, анализируя ход решения
педагогической проблемы?
5. Как Вы предпочитаете поступить, если Вы терпите неудачу в анализе хода
решения задачи?
6. Как Вы относитесь к перспективе участия в совместном с другими людьми
решении, если для Вас очень важна поставленная задача?
7. Как часто Вы стараетесь быть лидером в организации поиска причин и снятия
затруднения, если в совместном поиске решения возникли трудности?
8. Как часто Вы сохраняете активность в коллективной организации снятия
затруднения, если в совместном поиске решения возникли трудности и Вам кажется,
что Ваша активность недооценивается и даже игнорируется?
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
а) отойти от задачи и заняться другой
б) упорно продолжать попытки решения
в) искать "темные места" и "прояснять" их для себя путем
обращения к словарю, учебным пособиям и т.д.
г) вовлекать в анализ других людей
д) воздействовать на создание групповой направленности к поиску причин
затруднений.
а) не вхожу в совместный поиск
б) иногда вхожу в совместный поиск
в) по мере необходимости вхожу в совместный поиск
г) часто вхожу в совместный поиск
д) всегда вхожу в совместный поиск.
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
Для анализа данных теста следует
расставить баллы в зависимости от значимости варианта ответа по следующим
критериям: уровень рефлексивности личности,
уровень коллективистичности личности и уровень самокритичности личности.
Ответ
|
Номер вопроса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
4
|
4
|
6
|
4
|
А–0
|
А-1
|
4
|
6
|
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
Б-1
|
Б-2
|
3
|
4
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
В-2
|
В-3
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Г-3
|
Г-4
|
1
|
1
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Д-4
|
Д-5
|
0
|
0
|
Уровень рефлексивности
подсчитывается путем сложения баллов, соответствующих вопросов №№ 1, 2, 3, 5.
Уровень самокритичности – количество баллов по вопросу № 4.
Уровень коллективности – сумма баллов по вопросам №№ 5, 6, 7, 8.
Из общего количества претендентов следует выбрать тех, кто набрал максимально
баллов по трем разделенным критериям при фиксированном объеме набора или по
суммарному подсчету баллов.
№
|
Шкала
Уровень
|
рефлексивности
|
самокритичности
|
коллективности
|
1.
|
Низкий
|
0 – 2
|
0
|
0 – 3
|
2.
|
Ниже среднего
|
3 – 6
|
1
|
4 – 7
|
3.
|
Средний
|
7 – 11
|
2
|
8 – 11
|
4.
|
Выше среднего
|
12 – 15
|
3
|
12 – 15
|
5.
|
Высокий
|
16 – 18
|
4
|
16 – 19
|
Пять советов Бредли Фредерика
Данные рекомендации разработаны для преодоления
острого стресса.
1.
Сделайте
несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и
беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.
2.
Потянитесь.
Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а
растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».
3.
Выпрямите грудь
колесом. Это позволит вам легче дышать. Первый раз, когда плечи идут назад,
глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите 4-5 раз,
затем снова глубоко вдохните.
4.
Полностью
расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой
прогрессивной ситуации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите
одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько
секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.
5.
Примите (если
есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой
ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям
уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови.
|