На заметку педагогам
Синдром эмоционального выгорания – результат стресса.
Как распознать стресс?
Признаки стресса:
1. Физические:
•общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
•дрожь или нервный тик;
•спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
•повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
2. Эмоциональные:
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
3. Поведенческие:
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
4. Признаки стресса у детей.
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
Приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Определение уровня рефлексии
(по О.С.Анисимову)
Инструкция: "Прочитайте внимательно каждый из
приведенных ниже вопросов и зачеркните соответствующую цифру справа в
зависимости от того, какой ответ Вы выбираете (вариант буквенного ответа в
вопросах 5, 6 обведите в кружок)".
5 – никогда
4 – редко
3 – по мере необходимости
2 – часто
1 – всегда
Вопросы:
1. Как часто Вы возвращаетесь к
анализу хода решения педагогической проблемы, если Вы ее уже решили?
2. Как часто Вы предпочитаете переходить от решения к анализу хода решения
педагогической проблемы, если она очень сложна?
3. Как часто Вы ищете причину затруднения в способе мыслительной деятельности,
анализируя ход решения педагогической проблемы?
4. Как часто Вы ищете причину затруднения в самом себе, анализируя ход решения
педагогической проблемы?
5. Как Вы предпочитаете поступить, если Вы терпите неудачу в анализе хода
решения задачи?
6. Как Вы относитесь к перспективе участия в совместном с другими людьми
решении, если для Вас очень важна поставленная задача?
7. Как часто Вы стараетесь быть лидером в организации поиска причин и снятия
затруднения, если в совместном поиске решения возникли трудности?
8. Как часто Вы сохраняете активность в коллективной организации снятия
затруднения, если в совместном поиске решения возникли трудности и Вам кажется,
что Ваша активность недооценивается и даже игнорируется?
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
а) отойти от задачи и заняться другой
б) упорно продолжать попытки решения
в) искать "темные места" и "прояснять" их для себя путем
обращения к словарю, учебным пособиям и т.д.
г) вовлекать в анализ других людей
д) воздействовать на создание групповой направленности к поиску причин
затруднений.
а) не вхожу в совместный поиск
б) иногда вхожу в совместный поиск
в) по мере необходимости вхожу в совместный поиск
г) часто вхожу в совместный поиск
д) всегда вхожу в совместный поиск.
1
2
3
4 5
1
2
3
4 5
Для анализа данных теста следует расставить баллы в зависимости от значимости варианта ответа по следующим критериям: уровень рефлексивности личности, уровень коллективистичности личности и уровень самокритичности личности.
Ответ |
Номер вопроса |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
4 |
4 |
6 |
4 |
А–0 |
А-1 |
4 |
6 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Б-1 |
Б-2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В-2 |
В-3 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Г-3 |
Г-4 |
1 |
1 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Д-4 |
Д-5 |
0 |
0 |
Уровень рефлексивности
подсчитывается путем сложения баллов, соответствующих вопросов №№ 1, 2, 3, 5.
Уровень самокритичности – количество баллов по вопросу № 4.
Уровень коллективности – сумма баллов по вопросам №№ 5, 6, 7, 8.
Из общего количества претендентов следует выбрать тех, кто набрал максимально
баллов по трем разделенным критериям при фиксированном объеме набора или по
суммарному подсчету баллов.
|
Шкала |
рефлексивности |
самокритичности |
коллективности |
1. |
Низкий |
0 – 2 |
0 |
0 – 3 |
2. |
Ниже среднего |
3 – 6 |
1 |
4 – 7 |
3. |
Средний |
7 – 11 |
2 |
8 – 11 |
4. |
Выше среднего |
12 – 15 |
3 |
12 – 15 |
5. |
Высокий |
16 – 18 |
4 |
16 – 19 |
Пять советов Бредли Фредерика
Данные рекомендации разработаны для преодоления острого стресса.
1. Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.
2. Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».
3. Выпрямите грудь колесом. Это позволит вам легче дышать. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите 4-5 раз, затем снова глубоко вдохните.
4. Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной ситуации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.
5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови.